Всем знакома картина по старым фильмам и полотнам художников: большое село, колокольный звон, разносящийся над живописно зеленеющими полями, и тянущийся к стоящему на взгорке храму народ – мужики в нарядных поддёвках, бабы в белых платках, вездесущая ребятня и пузатый длиннобородый поп на фоне богато расписанного иконостаса…
Когда-то это было. А потом оказалось, что Бога нет. Был — и вдруг не стало. Оказалось, что вместо Бога – вождь международного пролетариата, а вместо Заповедей Божьих – кодекс строителя коммунизма. И праздники церковные отменили, и еженедельные походы в храм. И что мы видим нынче? Одни так по инерции и трудятся, словно завтра срок пятилетки завершается, а другие уже ни во что не верят, ничего не хотят. Ну разве выиграть бы побольше в очередной телеигре. А ещё лучше – с неба мешок с долларами, нет, лучше с евро свалился бы. Вот и живут в ожидании по сути того же светлого будущего. А оно не идёт.
Только вот несмотря ни на что среди беспросветной суеты, «дьявольской», как называют её в одной из православных молитв, среди отупляющей погони за новым богом, которого теперь называют «господин Комфорт», то там, то тут на русской земле возникают и возрождаются храмы.
Когда-то, задолго до революции, в Курском районе в селе Зорино существовал приписной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Приписной – значит зависящий от другого храма. «Скорбященский» зависел от храма Иоанна Богослова, что находился в другом селе, ныне называемом Дёмино. Зоринский приход был небогатый, по архивным сведениям, из казны на его содержание ежегодно выделялась сумма в размере 100 рублей… Но это не помешало Зоринскому храму позже обрести самостоятельность. Просуществовал он довольно долго, являясь центром сельской жизни по праздникам и в пору тяжёлых испытаний. В тридцатые годы, уже перед войной, его разрушили. Потом — война. И церковное послабление. Верил ли кто тогда, что «Скорбященский» храм обретёт вторую жизнь? Но случилось. Старинный частный дом был отдан церковной общине села Зорино. Богослужения возобновились, но не надолго. В начале пятидесятых, в пору правления Никиты Хрущёва, молитвенный дом был закрыт, и в нём долгое время размещалась сельская библиотека. Не было только храма в селе.
Старики ещё какое-то время погрустили, погоревали…А молодёжи как-то так и без Бога оказалось возможным прожить… Многие так и поныне живут. Но не о них речь. А о тех, кому без Бога было всё равно плохо. Вот они и искали храмы на курской земле. Ходили то пешком до Колодного за восемь километров, потом до Беседино. А когда появился храм в Полевой – так какая была радость – всего четыре километра пробежать, да там три часа отстоять.
И потому рождение храма в селе Барышниково, что рядом с Зорино, ныне называемом Муравлёво, многими было воспринято как чудо. Дождались. Дожили.
Под молитвенный дом, освящённый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», было отдано здание старой колхозной столовой. Колхоза-то в селе нет давно, столовая не используется, здание рассыпается. Вот глава Муравлёвского сельсовета Виктор Николаевич Постоев и распорядился отдать его церкви. И даже помощь оказал, чтобы эта церковь поскорее смогла начать функционировать. За что прихожане храма во главе со своим теперь назначенным священником отцом Сергием (Коноревым) не раз высказывали ему свою самую тёплую благодарность.
«По молитвам матушки Мисаилы», — не единожды радостно вдыхают люди. А почему бы и нет? Ведь Зорино – место, где родилась и где всю жизнь прожила известная курская старица монахиня Мисаила. В приписном, когда-то «Скорбященском» храме, её крестили, о чём сохранилась архивная запись, сделанная священником. Там же она и венчалась с мужем своим Василием. Там же, где до сих пор находятся камни фундамента разрушенного храма, её и похоронили. Сюда не прекращается ныне поток верующих, жаждущих как и во время земной жизни старицы обрести или чудо исцеления, или найти ответы на мучающие вопросы, или просто обрести материнскую защиту своей издёрганной «дьявольской» суетой душе…
Ремонтировали молитвенный дом всем миром. В доме не было ни дверей, ни окон, ни света, ни пола. Ремонт был необходим капитальный. На него деньги нужны были. Собирали их, ходя по дворам. И люди давали. И не копейки. А работали безвозмездно, во славу Божию. Сделали. Первая праздничная служба была отслужена в молитвенном в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Пасху. Народу было – не протолкнуться…
Потом, как положено, провели собрание по избранию членов приходского совета. Выбрали и старосту, и казначея. Назначили, или, по-церковному, благословили, певчих на клирос. Матушку Людмилу и матушку Клавдию. В своё время эти женщины первыми пришли к отцу Сергию с предложением помочь. Они и красили, и белили, и окна с батюшкой вместе вставляли, и крышу над входом ремонтировали. А ведь обе уже не молоды – семьдесят почти.
- У меня дед псаломщиком был, — рассказывает матушка Людмила Ивановна Колупаева, — он меня ещё маленькой в храм водил. Но на том всё и закончилось. Отец был военным. В Отечественную погиб. Я как замуж вышла, так головы поднять не успевала. Всю жизнь за телятами ходила, без выходных и праздников. Трое детей, пятеро внуков. Хорошие все, не жалуюсь… А как мужа похоронила, вспомнила я о церкви, потянуло. Вначале в Беседино ездили, потом в Полевую. Там меня матушка Мария обучала церковному пению (а поёт Людмила Ивановна и в самом деле прекрасно, все службы знает -О.К.). Не знаю, как без Бога жить можно. Я иной раз соседок-то зову на службу, а они сидят на скамеечках, да соседям косточки перемывают… «Стоять долго, ноги болят…» А как вы хотели, чтобы от Бога что-то получить, так и потерпеть надо.
Слова матушки Людмилы подтверждают Евангельскую истину об узких вратах. И о том, что Царствие Божие трудом (или терпением) берётся. «Нудится», как пишется в синодальном переводе прошлого века.
Отец Сергий между тем рассказывает о процессе строительства настоящего храма — не всё же в общественной столовой угол снимать. Хотя там теперь и уютно, и красиво. Храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» воздвигается ныне почти на том же месте, где он был первоначально, недалеко от могилки монахини Мисаилы. Там теперь построена сень с крестом, и красивое обрамление окружает могилки её и её родных, также связавших жизнь с монашеством: монахини Александры, её невестки, и Матфея, её сына, тоже в своё время бывшего монахом Знаменского монастыря.
Уже завезли карельский лес на строительство, уже заливают фундамент. В самое ближайшее время начнут возводить стены… Строят, значит, нужен? Деньги дают, хотя их недостаёт. Значит, не всё поглотила «дьявольская суета», значит, душа просит ещё чего-то. И ведь находит… Просите и дастся, стучите и откроется. Многим знакомы и эти Евангельские строки. И не только на словах. Только вот почему в наших храмах почти не видать мужиков и вездесущей детворы, как в былое время?
- Будет, всё будет, — улыбается отец Сергий, и невольно удивляешься, какое у этого сельского батюшки молодое, тонкое, даже какое-то аристократическое лицо, — просто мужчины в силу своей психологии медленнее постигают церковные истины. Медленнее, но основательнее. Женщины – они больше на эмоциях…
Что тут спорить или сокрушаться. Главное, снова пришёл Свет в мир. Идёт, сметая истины ложные, радости, в которых, если разобраться, и радости-то нет… И «господин Комфорт», оказывается, не в силах заполнить пустоту неудовлетворённости в наших истерзанных, заплутавшихся душах… А на земле золотыми цветами расцветают Божии храмы, и зовёт, зовёт радостным обещанием колокольный звон, и бабушки в белых платочках мелькают средь зелёных полей нашей родной православной земли.
Ольга Конорева.
Приход сельского молитвенного дома в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в селе Барышниково всегда будет рад видеть вас на богослужении и будет бесконечно благодарен, если вы окажете также и посильную денежную помощь на строительство храма в селе Зорино или, по-современному говоря, в Муравлёво, рядом с местом, где покоится ныне наша курская молитвенница, монахиня Мисаи
Уже в юношеские годы о. Ипполита были предсказания его особого призвания и будущего монашеского служения Церкви и ближним. Об этом, в частности, говорила почитаемая курская старица Мисаила (Зорина), воспоминания о чем донесла до нас С.С. Девятова в книге "Православные подвижницы XX столетия". (Изд-во "Артос-Медиа", Москва, 2009 г.):
Прозорливая старица Мисаила была источником духовного света, по её молитвам крепла вера людей, возрастало упование на Бога. Она никогда не унывала, умела видеть лишь светлую сторону жизни, учила всех смирению, советовала никого не осуждать, любить всё живое. Старица часто посылала страждущим в храм заказывать молебен Божией Матери и свт. Николаю. Советовала: «Будь ниже да к Богу ближе!» Говорила: «Смирение и терпение – превыше поста и молитв», «где можно, лучше помолчи», «слово – серебро, молчание – золото».
Незадолго до смерти уже ослабевшую старицу спросили: «К кому же нам обращаться после Вас?» Прозорливица ответила: «Подождите, Сережка-гармонист с армии придет, всю Курскую область на себе держать будет». Сергеем звали будущего афонского старца Ипполита.
3/16 декабря 1953 года старица Мисаила отошла ко Господу. По свидетельству односельчан умерла она тихо, как и жила. Похоронили её близ алтаря разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в селе Муравлёво (Зорино). По сей день, люди идут за помощью и поддержкой к месту ее упокоения, и она помогает всем кто, с верой просит её молитвенного заступничества."
Село Зорино находится неподалеку от родины о. Ипполита, села Субботино. Для автобусных паломников стало традицией заезжать на могилку к матушке Мисаиле при посещении Субботино, а затем ехать в Рыльск к о. Ипполиту. Как правило, такая возможность выпадает во время многодневных праздников, когда можно сделать автобусную поездку в Рыльск на день длиннее.
Статья размещена на страничке памяти Архимандрита Ипполита (Халина) www.otec-ippolit.ru

Место здесь совершенно особенное. С небольшого бугра, на котором стоят дома местных жителей, виден практически обмелевший Сейм. В самом низу бьет родник святой воды. Именно поэтому здесь было принято решение возвести купель. Сейчас ее строительство на самом первоначальном этапе. На месте источника вырыли небольшой овраг и из бревен соорудили само место для погружения в святую воду. Все сделано руками добровольцев и молитвами настоятеля местного храма.
Купель будет готова уже к концу недели, сам деревянный сруб - небольшой домик появится чуть позже. Вода, бьющая здесь из недр земли, кристально чистая и, как отмечают местные жители и паломники, обладает чудесными вкусовыми качествами.
Евгения ДЕРИЧЕВА
Статья размещена на официальном сайте еженедельника "Регион 46. Свежие известия" www.region46.info
....Полвека минуло. На могилку матушки Мисаилы в селе Муравлево под Курском мы приехали накануне 50-летия блаженной кончины старицы. Стояла глубокая осень, но солнце светило не по-осеннему щедро. На надгробии, в тени опадающих желтых листьев, - даты жизни: 1850-1953, 16 декабря.
"Благовест" много раз писал о великой старице Мисаиле. Она умирала дважды. В первый раз в возрасте тридцати лет она лежала в гробу, псаломщик читал над нею Псалтирь. Когда она встала из гроба, чтец в ужасе убежал за село. А матушка, духом побывав в райских селениях, получила от Божией Матери великую благодать. В 30-е годы XX века, когда уже были закрыты все монастыри и почти не осталось храмов, Православные съезжались в Муравлево со всей России, и никто не уходил от матушки без вразумления и духовной поддержки. Старица предсказала и нашу победу во Второй мировой войне еще до германского вторжения, и то, что "ляжем спать при одной власти, а проснемся уже при другой..."
По свидетельству ныне здравствующего в г. Старом Осколе старца схимонаха Рафаила (Алексея Федоровича Горевича или блаженного Алешеньки, как его называют), матушку Мисаилу постригал в мантию великий Святитель Архиепископ Онуфрий (Галалюк), ныне прославленный в Соборе Новомучеников Российских (см. "Лампаду" № 3 за 2002 г.).
В наши дни тропинка к могиле старицы на сельском кладбище в Муравлево плотно утоптана, по ней каждый день идут люди, как шли полвека назад в ее ветхий домик "в два окошка" на окраине села. И многие чудеса происходят с людьми на святой могиле. Нерукотворный храм с голубыми сводами увидела над кладбищем в Муравлево жительница г. Курска Галина Ивановна Комягина, сотрудница Курского филиала Российского финансово-экономического института. Это произошло в праздник иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
- В этот день вместе с отцом Евгением Клепиковым, клириком Ахтырского храма г. Курска, мы поехали на могилу к матушке Мисаиле служить панихиду, - рассказывала Галина Ивановна. - Во время пения заупокойного тропаря я вдруг увидела, что я вместе с отцом Евгением нахожусь в храме с голубыми невысокими сводами, батюшка кадит, где-то совсем близко ангельский хор поет, перед нами алтарь. Видение продлилось несколько мгновений, я опустила голову, мне стало страшно. И снова мы оказались на панихиде под открытым небом, перед могилой матушки.
Только когда Галина Ивановна вернулась в Курск, она узнала, что матушку Мисаилу похоронили на месте алтаря разрушенного в лихолетье храма, который был освящен во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Сама Пречистая Богородица в праздник Своего образа через рабу Божию, не знавшую ничего о стертом с лица земли храме, явила миру особую значимость этого дивного места. "А Муравлево прославится", - предсказала старица Мисаила. Быть может, это видение свидетельствует нам о том, что время исполнения ее пророчества приближается.
Одна из распространительниц недавно изданного в г. Москве "Жизнеописания старицы Мисаилы" пришла в родное село матушки, постучалась в дом, а хозяйка того дома давай подшучивать: "Ну, если такая святая ты, матушка Мисаила, пусть сейчас эти часы пойдут". И... чудо свершилось! Настенные часы с боем, не ходившие много лет, вдруг пошли…
Свидетельствует Наталья Аркадьевна Пастухова, г. Курск:
- Страшное, невыносимо тяжелое горе обрушилось на нашу семью: пропал без вести мой муж, Юрий, человек добрый, но сильно пьющий. Вышел из дома на два часа - и потянулись дни, недели, месяцы в томительном, горестном ожидании: вернется ли, не попал ли он в рабство в Чечню? Я обратилась к пожилой монахине, поведала ей о своем несчастье. "Молись перед иконой "Всех скорбящих Радость", - был ее ответ, - расскажи ей все как матери родной и проси Богородицу, чтобы Она открыла тебе, где твой муж". Моей свекрови, также искавшей утешения, в церковной лавке посоветовали приобрести книгу о "Курской Матроне", матушке Мисаиле. Я прочитала эту книжку "на одном дыхании" и перед сном, поплакав о тех страданиях и лишениях, которые выпали на долю матушки Мисаилы, я приложилась к ее портрету как к иконе и попросила: "Матушка Мисаила, ты знаешь, как тяжело я страдаю, помоги мне, нет сил больше жить в неведении, дай знать, жив ли мой Юрий, открой, где он". На следующее утро Юрий нашелся. Раздался звонок из милиции, позвали на опознание трупа. Похоронили мы нашего Юру 5 ноября, под празднование иконы "Всех скорбящих Радость".
Наталья Аркадьевна со слезами молится о упокоении души убиенного Юрия. Ей предстоит много плакать и много молиться, чтобы помочь ему после смерти.
На стенах ветхого домика матушки Мисаилы, что стоит, как и прежде, на окраине села, в ее маленькой холодной кухоньке, через которую прошли тысячи людей, висят образа; между ними мой взгляд упал на пожелтевший от времени лист из какой-то старинной книжки. В этом домике все, конечно же, неслучайно. Среди молчаливых икон, скорбящих о наших грехах, эта пожелтевшая от времени страница - как будто завещание святой, дошедшее до нас через полвека: "Люди опытные в духовной жизни ясно свидетельствуют, что на вселенную грядут величайшие бедствия, подобных которым не было от начала мира и не будет. Истинным христианам надлежит закалять себя в любви Божией со всем пылом искренности, со всею ревностью сердца. Лучше перенести малые и скоропреходящие горести, нежели вечно мучиться в отвержении славы Господней..."
Вспоминает священник Александр Поляков, клирик храма священномученика Онуфрия в г. Курске:
- Мы ехали в Муравлево служить панихиду на могилке матушки. Так случилось, что мы не взяли с собой ни свечей, ни спичек, ни хоть чего-нибудь, чем можно было бы разжечь кадило. Ехали в темноте, кругом ни души - абсолютно пустая дорога. Подъезжаем - и чудо! - Господь все управил, у края могилы матушки горят только что кем-то зажженные свечи. А мы с другом по-прежнему в полутьме, только могила освещается горящими свечами. А еще всю дорогу дул сильный ветер. Но когда мы служили панихиду, ветер стих, и свечи долго и ровно горели под куполом неба. После поездки устроилось все, о чем мы просили матушку, в моей жизни вообще все устраивается по молитве к ней...
Невидимый храм над кладбищем в Муравлево и есть наша радость в стихии скорбей и утверждение нашей любви в несущемся в бездну мире.
