Поиск по сайту

Их без преувеличения можно назвать событием, участие в котором принимают сотни людей, благодаря этому форуму, совершаются интересные и судьбоносные встречи, большие и маленькие открытия. Итак, вся минувшая неделя прошла под знаком XI Международных научно-образовательных Знаменских чтений. На этот раз тема форума звучала так: «Русская цивилизация в свете исторического выбора Святого князя Владимира».

ЧЕТЫРЕ ДНЯ ОТКРЫТИЙ И НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВСТРЕЧ

Их без преувеличения можно назвать событием, участие в котором принимают сотни людей, благодаря этому форуму, совершаются интересные и судьбоносные встречи, большие и маленькие открытия. Итак, вся минувшая неделя прошла под знаком XI Международных научно-образовательных Знаменских чтений. На этот раз тема форума звучала так: «Русская цивилизация в свете исторического выбора Святого князя Владимира».

«Знаменские чтения» – это значимое событие не только в духовной жизни нашей митрополии, но и в научной и культурной жизни города, потому что в течение уже одиннадцати лет мы встречаемся, общаемся, дискутируем во всех вузах Курска, и не только в вузах, но и в детских садах и школах, - заметил в своем выступлении митрополит Курский и Рыльский Герман. - Вы знаете, что у нашей области  большой опыт по преподаванию в школах основ православной культуры. Отрадно, что активное участие в чтениях принимает все большее количество студентов курских вузов.

В течение четырех дней в рамках чтений в курских вузах, а также кадетском профессиональном лицее № 27, средних общеобразовательных школах №№ 18 и 32, Курском государственном политехническом колледже, детском саду комбинированного вида № 33, Курской областной библиотеке имени Асеева  прошло тридцать пять мероприятий - конференции, семинары, открытые лекции, мастер-классы, выставки, беседы за «круглым столом», встречи и даже экскурсии, где прозвучали выступления российских философов, ученых, религиоведов, священнослужителей, преподавателей, школьников и студентов.

Кстати, всего было заявлено около 400 выступлений международного уровня. В рамках чтений также состоялся фестиваль духовной музыки «Великопостные концертные сезоны».
Доброй традицией «Знаменских чтений» является и приглашение интересных гостей. Так, в наш город неоднократно приезжал протоиерей Александр Торик, православный писатель, протоиерей Артемий Владимиров, настоящий эксперт по семейным вопросам, автор множества книг по семейному просвещению, и многие другие.

На XI Знаменские чтения приехали не менее интересные и знаменитые гости – игумен Евфимий (Моисеев), кандидат богословия, ректор Казанской православной духовной семинарии, протоиерей Геннадий Заридзе, председатель Межрегиональной общественной организации «Объединение православных ученых» Воронежской и Борисоглебской епархии, Светлана Хватова, Заслуженный деятель искусств республики Адыгея, профессор, доктор искусствоведения, Федор Тарасов, солист Большого театра РФ, профессор, доктор филологических наук, Игумен Дамаскин (Орловский), кандидат исторических наук, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви и многие другие.

И СНОВА О МАТУШКЕ МИСАИЛЕ ГОВОРИЛИ НА ДАМИАНОВСКИХ ЧТЕНИЯХ

Не менее грандиозным научным событием, происходящим в рамках «Знаменских чтений», является международная научно-практическая конференция «Дамиановские чтения», которая вот уже в двенадцатый раз прошла на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии. Тема нынешних чтений звучала так: «Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края».

На «Дамиановских чтениях» были представлены почти шестьдесят докладов, включающих в себя различные исследования, связанные с историей  храмов и монастырей Курской области, коснулись на форуме и темы, связанной с довольно трудными временами для нашей страны – богоборческими. Кстати, вот уже второй год подряд на научно-практической конференции звучали доклады о Матушке Мисаиле. А иначе и быть не могло, ведь курская старица жила в эти непростые годы, помогала страждущим своей молитвой, давала необходимый совет в трудной жизненной ситуации.

- Мой исследовательский труд «Глинская пустынь в истории Курского края второй половины XX века» появился исключительно благодаря работе над составлением биографии монахини Мисаилы (Зориной), поискам некоторых фактов, связанных с ее судьбой, - рассказывает Светлана Борисова, автор доклада, - при проверке достоверности отдельных данных появилась необходимость установить связи старицы с Глинской пустынью. Внучка монахини Людмила Соколова рассказывала о том, что старица «оказывала незримую помощь Глинской пустыни» и что «особенно любили и уважали ее монахи Глинской пустыни, которая славилась благочестием и чудесами…».

Нашла автор работы и косвенные доказательства связи монахини Мисаилы с Глинской пустынью. В одном из вариантов воспоминаний ее внучки Людмилы Соколовой Светлана Леонидовна прочла: «…помогала женскому монастырю в Курске и особенно мужскому монастырю в Глинской пустыни, туда от нее возила все, что можно, Матрена Ивановна, религиозная женщина, очень часто приезжавшая к бабушке, - была как бы связной».Подтвердила этот факт и правнучка монахини Ольга Конорева.

- Существенными доказательствами связи монахини Мисаилы с Глинской пустынью служат две фотографии из архивов семьи, - заметила Светлана Борисова, - Первая - дореволюционная открытка с видом Глинской пустыни - по предположениям, привезенная домой самой старицей, совершавшей паломничество в Киев, а затем - в Иерусалим. Вторая - фотография схиархимандрита Серафима Амелина - по некоторым версиям, старец являлся духовным наставником монахини Мисаилы. В 1961 году обитель упразднили, кто-то отправился в Троице-Сергиеву лавру, кто-то – в Одессу, кто-то – в Почаев. Но духовное влияние обители на курской земле будетпродолжаться – сначала через прославленных глинских старцев, а затем – через их учеников. Одним из них был курянин иеромонах Амвросий (Печенев). К автору сообщения попали фотографии иеромонаха глинского периода. Дело в том, что отец Амвросий был знаком с монахиней Мисаилой (Зориной). О том, что сказала ему Матушка Мисаила, даже написано в книге «Глинская мозаика»:

…В Курске жила старица, которую местные считали прозорливой. Он решил съездить к ней. …вошел, видимо, вместе с другими и спрятался за печку. Матушка подошла, улыбнувшись, задернула занавеску и сказала: «Воином будешь»...

Приезжал после этого к ней не раз с огорчением на епархиального архиерея, безразлично относившегося к его желанию (стать монахом. примеч. автора) …Матушка утешала его: «Возьмут, будешь там!» Раз на очередную жалобу она ему сказала: «А ты бы архиерею могарычик свез». «Ну, – подумал Анатолий, – сказала же матушка! Какой я могу архиерею могарыч отвезти?»

…Однажды позвал Анатолия о. настоятель, попросил отвезти в Сумы архиерею панагию и другие нужные ему вещи. Попросил Анатолий написать и прошение за него… Вот и получилось, что он «могарычик свез». Прошло какое-то время и о. Серафим позвал Анатолия: «Ну, Анатолик, подумай последний раз хорошенько. Пришло тебе разрешение»…

Нелишним будет также отметить и то, что о Матушке Мисаиле говорили не только на Дамиановских чтениях, два доклада о курской старице прозвучали также и в рамках Знаменских чтений.