• 5.jpg
  • 11.jpg
  • 19.jpg
  • 1.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 16.jpg
  • 4.jpg
  • 9.jpg
  • 8.jpg
  • 7.jpg
  • 10.jpg
  • 12.jpg
  • 17.jpg
  • 3.jpg
  • 20.jpg
  • 2.jpg
  • 18.jpg
  • 6.jpg
  • 14.jpg

Храмовая страница

Группа Вконтакте

 

Instagram

Группа Фейсбук

Канал YouTUBE

Православный Центр "Фавор"

Поиск по сайту

Православный календарь



Ссылки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сложные времена наступили на святой русской земле. Разрушены исконно русские духовные ценности, искажена и мало почитается ее многовековая история. Научный прогресс и, насильственно внедряемый, западный образ жизни не делает нас духовно и физически счастливыми, здоровыми. Однако, именно это неспокойное и тревожное время катаклизмов, войн и катастроф еще больше заставляет нас искать Истину и опору из духовных истоков на своей родной земле. Такими источниками Истины являются наши духовные молитвенники и предстатели за русскую землю.[3]

Среди них мы находим наших земляков из курского края, который также являет нам своих подвижников – это почитаемая курская старица монахиня Мисаила (Зорина). В жизни многих людских судеб она сыграла важную роль «духовной матери» и наставницы. Очень уважаемо и почитаемо было имя матушки среди русского народа, ее ласково называли Матронушка или просто Матрона Гавриловна. Духовный авторитет матушка имела и среди духовенства. Священник Михаил Халин особенно, как-то по-своему, почтительно относился к ней. Сегодня о нем и пойдет речь в моем докладе.

Михаил Никанорович Халин родился в 1882 году в д. Полевая Курского уезда. Крестили его в честь прп. Михаила Клопского, память которого совершается 24 января  (н. ст.). До революции семья Халиных занималась коневодством, у каждого члена семьи были свои обязанности. Доподлинно известно, что Михаил Халин был хорошим плотником, столяром, пчеловодом и колесником, он очень искусно делал колеса для всех телег. В то время в деревне это ремесло очень уважали.

Во время коллективизации семью Халиных раскулачили и сослали в Сибирь. Там глава семейства Никанор заболел и умер, а его жена и дети, получив от властей разрешение на выезд, вернулись не в Курскую область, а уехали в Таганрог к дальним родственникам. [9]

Однажды Михаил стоял на берегу Азовского моря, и ему было послано от Бога откровение. После него он осознал, что должен вернуться  в Курскую область и стать священником. В каком году Михаил Халин вернулся на  родину  - неизвестно, и кто из курских архиереев рукополагал Михаила в сан священника  тоже неизвестно.  Дело священника Михаила Халина в архиве Курской епархии, видимо, тоже было утеряно.  Но, изучая жизнь курской старицы монахини Мисаилы (Зориной), мы заинтересовались личностью священника, т. к. он был почитаем и уважаем самой матушкой. Восстановить биографию отца Михаила помогли его родственники,  до сих пор проживающие в д. Полевая, и воспоминания внучки монахини Мисаилы – Соколовой Людмилы Матвеевны.

Внук отца Михаила, Алексей рассказывал, что именно Курская епархия направила его село Бунино Солнцевского района, где он стал настоятелем прихода, все церкви в округе были разорены и разрушены.  В селе Бунино церковь в 1936 году сожжена неизвестными людьми. Священник Михаил, после назначения, не стал отчаиваться, а взялся за дело. Имея плотницкое мастерство, он построил Троицкую церковь в селе Бунино. Об этом нам свидетельствуют прошения церковного совета с. Бунино на имя управляющего делами Московской Патриархии от 4 июля 1962 года из дела Троицкого храма. (Архив Курской епархии). [8]

В 1946 году отец Михаил служил уже в новом храме, среди прихожан он пользовался большим уважением. Об этом свидетельствует информационный доклад за 1 квартал 1947 года уполномоченного по делам РПЦ при Курском облисполкоме Ефремова.  Цитирую: «…наряду с этим есть, конечно, незначительное количество священников, пользующихся уважением своих  прихожан… Таким является настоятель церкви села Бунино Солнцевского района – Халин…»[5]

 Мы также черпаем информацию из другого доклада за 3 квартал 1950 года уполномоченного по делам РПЦ Володина о случаях недоразумений между священниками в связи с обслуживанием приходов. Из всего этого делаем вывод, что уважение к отцу Михаилу было и за пределами  прихода Бунинской церкви, когда жители других сел приглашали батюшку в свои дома для совершения треб. [6]

Внучка священника вспоминает, что у деда был настолько красивый голос, и он настолько ответственно и трепетно относился к богослужениям, что люди буквально замирали и плакали от благоговения, когда он служил.  На богослужения в Бунино отец Михаил ходил пешком, его путь лежал через д. Муравлево, где проживала монахиня Мисаила, и он каждый раз к ней заходил. [9]

В 1937 году монахине Мисаиле разрешили построить домик и возвратиться в д. Муравлево. «… Сохранилось письмо матушки Мисаилы моему отцу, - вспоминает Людмила Соколова (внучка матушки), - «… хочу с помощью Божией и с помощью бунинского священника отца Михаила построить себе домик хоть с одним окошком.  Надоело мне скитаться по людям…» Священник Михаил вместе с псаломщиком Максимом, закупив два старых амбара, поставили сруб, но сделали только «кухоньку». В этом помещении монахиня прожила вплоть до своей кончины. Окружала ее незамысловатая мебель, сделанная руками батюшки: столик, скамья для посетителей, табуретка. Отец Михаил был своим человеком в семье и относился к старице с большим уважением. Рассказывая о скромном быте монахини Мисаилы, Людмила Соколова сетовала, что той нечего было постелить людям на ночь, и отец Михаил подкладывал под голову березовое полено. «В кухоньке у нее было очень скромно: столик в уголке, сделанный отцом Михаилом. Доска широкая от печки до противоположной стены, на ней спал, когда приезжал отец Михаил…». Здесь в «кухоньке» отец Михаил служил молебны с акафистами, и  матушка вместе с ним молилась. Очень она любила слушать акафист свят. Иоасафу  Белгородскому. Для самого же батюшки монахиня Мисаила была духовной наставницей. Матушка даже завещала ему отпевать ее после кончины. [1,4,7]

16 декабря 1953 года отошла ко Господу монахиня Мисаила, и батюшка исполнил ее завет. Спустя некоторое время скончалась и супруга отца Михаила – матушка Анна. После всех этих событий батюшка стал вести более аскетический образ жизни. Он поселился в селе Бунино в собственном доме, где занимался, в основном, пасекой. Захарова Анна Ивановна и титорша Рослякова Прасковья помогали ему в богослужениях. В этот период своей жизни отец Михаил указом Святейшего Патриарха Алексия Iбыл возведен в сан протоиерея. [9,10]

Батюшка очень болел, у него была онкология. Врачи предложили ему сделать операцию, но он категорически отказался, говоря, что это ему дано по грехам молодости, и этот крест следует претерпеть до конца.

Захарова Анна Ивановна ухаживала за отцом Михаилом до самой его смерти. Скончался священник Михаил Халин 18 апреля 1962 года в возрасте 80 лет, отпевали его в Троицком храме, который он же построил и прослужил в нем более 20 лет. Погребен батюшка слева от алтаря храма. [9,10]

Память об отце Михаиле до сих пор хранят в своих сердцах престарелые прихожане Троицкого храма, вспоминая о нем как о добром и отзывчивом пастыре. Батюшку Михаила Никаноровича Халина путают с другим священником Михаилом Халиным (только Константиновичем), который служил в с. Орлянка Солнцевского района и являлся родным дядей архимандрита Ипполита (Халина) – настоятеля Рыльского Свято – Николаевского мужского монастыря. Семья же бунинского священника тоже состояла в родстве, только дальнем, с батюшкой Ипполитом (Халиным).  Дарья, жена брата отца Михаила Ивана (погибшего в 1-ую мировую войну), часто говорила людям: « А вы знаете, что наш Сережа на Афоне?» Речь шла об отце Ипполите.

После смерти отца Михаила в приход Бунинской церкви долго не назначали настоятеля. Церковный совет засыпал канцелярию епархии прошениями о назначении им священника. Но владыка Леонид не спешил с указом о назначении. Прихожане стали писать письма на имя Святейшего Патриарха Алексия, где выражали глубокую свою любовь к погибшему отцу Михаилу и просьбу не оставить их «сиротами». [2,8]

Вот такой был добрый пастырь отец Михаил, готовый пасти овцы своя, ни как наемник, а как истинный слуга Бога Всевышнего!

Источники.

1. Соколова Л.М. По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). / Л. М. Соколова. – М.: «Отчий дом». 2004.

2. Газета «Курские известия» № 46 (344) 18.11.2014.

3. http://www.misaila.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=281:-l-r-l-r-&catid=1:2010-08-21-18-15-26&Itemid=2

4. Муравлев Е. И. Схимонахиня Мисаила. (Воспоминания о курской молитвеннице и подвижнице. Приложение к православной газете «Благовест» №5 (17). Е. И. Муравлев – Самара: «Лампада». 2000.

5. Информационный доклад за 1 кв.1947 г. председателю совета по делам РПЦ при Совете министров СССР, ГАКО Ф. Р-5027, оп. 1, Д. 15, Л. 45.

6. Информационный доклад о работе уполномоченного Володина по Курской области за 3 кв. 1950 г. в Совет по делам РПЦ Совета Министров СССР, ГАКО Ф.Р-5027, оп. 2. Д. 4. Л. 116.

7. Сурова С. Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. М.: «Отчий дом». 2002.

8. Дело Троицкой Церкви с. Бунино Солнцевского района. (Архив Курской Епархии).

9. Воспоминания Анны Георгиевны Гуторовой (Халиной), внучки отца Михаила Халина. (Материалы о монахине Мисаиле (Матрона Гавриловна Зорина/Гранкина) ЦМКККО Д. 5. Л. 1.

10. Сборник о священнослужителях Солнцевского благочиния Щигровской Епархии.

Сайт о монахине Мисаиле © 2010-2016