С.В. Конорев,
иерей, настоятель храма
в честь иконы Божьей Матери
«Всех скорбящих Радость»
д. Муравлево, Курского района,
Курской области

Мое служение проходит на родине курской подвижницы благочестия, прозорливицы – монахини Мисаилы (Зориной Матроны Гавриловны, 1860 – 1953), почитание которой среди курян явно и неоспоримо. Люди массово приезжают в Муравлево на могилку старицы и по её духовным молитвам, получают от Господа быструю помощь. Очень часто нам на приходе задают вопрос о том, когда же будет канонизирована старица. Над подготовкой к канонизации сегодня трудится инициативная группа историко-архивной комиссии Курской епархии, которая занимается установлением фактов ее жизни и сбором документов. Попробуем проследить, отвечает ли подвижническая жизнь матушки Мисаилы критериям, по которым канонизирует подвижников благочестия Русская Православная Церковь?

В истории канонизации святых Русской Православной Церкви существует несколько периодов: от начала христианства на Руси до Макариевских Соборов 1547 и 1549 годов; от Макариевских Соборов до учреждения Священного Синода в 1721 году; от времени учреждения Святейшего Синода до падения монархии в 1917 году; от канонизаций, совершенных в 1918 году на Священном Соборе Православной Российской Церкви, и существующие до настоящего времени. История канонизации святых в нашей Церкви разнообразна. Составители списков для упорядочения имён святых, часто включали в них имена чтимых усопших иноков. Все это приводило к тому, что в «святцы» попадали имена неканонизированных святых подвижников. А в период с ХVII века до начала ХХ века давалось благословение Святейшего Синода на канонизацию местночтимого святого [1, с.19].

В 1903 году в России Московской Синодальной Типографией был издан «Верный месяцеслов всех Русских святых», который дал возможность ясно отличать канонизированного святого от неканонизированного.  Все это смог собрать и упорядочить Архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский, 1830-1904) [2, с.224]. Главными критериями канонизации подвижника, по его мнению, относятся свидетельства о его благочестивой жизни, народное почитание и посмертные чудотворения.

Помимо этого сегодня огромными плюсами при канонизации святого являются его высокие нравственные качества, подвижнический образ жизни и, конечно же, жертвенное служение Богу и людям.

Рассказывая о старице Мисаиле, сложно отделить эти критерии друг от друга. Родные внучки монахини Мисаилы (Зориной), вспоминают её как кроткого и смиренного человека, имеющей в себе бесконечную и всеохватывающую христианскую любовь ко всякому творению Божьему [3.C.3].  Любовь эта проявлялась ко всякому человеку, приходившему к ней за жизненным советом. Она никогда и никому не отказывала в посещении ее «кухоньки». Её  комната-кухонька была открыта с раннего утра до позднего вечера. Люди, не успевшие на вечерний поезд на станцию «Полевая», оставались на ночлег, кто на полу в «кухоньке», а кто в сенях. Здесь в этой комнате матушка жила и молилась, каждое утро, начиная с чтения молитв по монашескому правилу.

Матрона Гавриловна в жизни претерлела очень много лишений. Её жизнь затронули две волны скитаний, с малых лет по чужим домам, переходя из одного дома в другой в течение 17 лет, и скитания с 1930 года по съемным квартирам г. Курска, вместе с насельницами закрытого Свято-Троицкого монастыря.  В эти годы она вынуждена была покинуть свой дом, т. к. могла пострадать от советской власти как «церковница», будучи фигурантом дела контрреволюционной церковно-монархической организации священника Петра Григорьева, ныне канонизированного в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, её в любой момент могли схватить по делу «Ревнителей церкви», приписанному другу семьи – протоиерею Павлу Говорову, не меньшую опасность таило тесное знакомство с сестрами Свято-Троицкого монастыря, находившегося «в подполье».  Все это могло бы заложить в будущую монахиню, противоположную отрицательную сторону. Но нет, именно эти лишения укрепили в ней веру в Бога и упования на Него. А явившая Богородица даровала Матроне от Бога великие дары – прозорливости, совета и любви, в утешение пообещала: «Милая Моя, много ты пострадала, много ты претерпела. Но теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя».    [4.C.8-9]

У Матроны Гавриловны, нашедшей себе утешение в храме Божьем, всегда было внутреннее горение к принятию ангельского образа. И Господь вновь через скорби приготовлял её к монашескому служению. Да и сама она осознавала, что Бог ведет ее к Себе через горнило испытаний и искушений. Когда уже она стала монахиней и стала служить людям, Господь, в послушание, наградил матушку -  возращением её семьи из Харькова, после всех скитаний и гонений. И здесь в «кухоньке» в семейной обстановке, принимая людей и вселяя в них надежду и веру в Бога, она провела остаток своей многострадальной праведной жизни. 16 декабря 1953 года она «почила о Бозе», предсказав свое скорое отшествие в мир иной. Ни один день ее жизни не проходил без молитвы, даже выполняя тяжелую физическую работу, она продолжала творить внутреннюю умную молитву. После себя  матушка оставила многих духовных чад, в основном это сестры Свято-Троицкого женского монастыря. И среди мирян тоже были «свои чада», так  например, Ефремову Татьяну Николаевну (1922-2015) старица наставила и научила к творению Иисусовой молитвы.

Матрона Гавриловна в своей земной жизни всегда была готова послужить Богу, её давней мечтой было принятие монашества на Святой Земле и остаться там навсегда. Для этого она в 1905 году, испросив благословения правящего архиерея, отправилась пешком в Иерусалим.  Там на Святой Земле, Матрона с большим усердием готовилась к постригу и монашеской жизни. Но подготовку к монашескому постригу нарушил необычный сон, который сначала показался искушением перед таким важным делом. Когда же он повторился снова и снова, то Матрона поняла, что Бог призывает вернуться её на Родину. Покорившись воле Божией, она возвращается домой, привезя с собой монашеские одежды. И только здесь на родине, Господь сподобляет её на принятие монашества.

После огромного испытания в желании послужить Богу, Господь приготовляет, будущую старицу, к служению людям. На родине с Матроной случается – клиническая смерть, в народе такое состояние называют «обмиранием». В это время Бог показывал ей райскую жизнь и адские муки, она видит Пресвятую Богородицу в образе «Троеручицы». С этого момента монахиня Мисаила и получила от Бога дар прозорливости, дар исцеления больных молитвами и дар совета, которыми она пользовалась для утешения и помощи приходящим к ней людям. Они и стали орудием её монашеского подвига. В годы закрытия храмов и гонения на Церковь Русскую, матушка Мисаила явилась лучом Света Христова на пространстве атеистического государства, неся этот свет людям!  [5.C.8]

Священный Собор Православной Российской Церкви 3 сентября 1918 года принял следующее определение: «Для причисления угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его». [6.C.25]

Почитание монахини Мисаилы, как человека праведной жизни, было при её земном бытии. В народе такие люди являются сосудами благодати Духа Святаго, и всегда, даже не открываясь, как магнит притягивали к себе многих.  Подобные истории мы часто читаем в житиях святых. О том, что матушка Мисаила является монахиней, почти никто и не знал. Односельчане звали ее просто Матрона Гавриловна, кто-то говорил «Матрониха» или «Гаврилиха», а другие обращались ласково – Матронушка. Такое  ласковое обращение к матушке было проникнуто народной любовью к ней, так как наш народ всегда более тонко чувствует помощь от Господа, посылаемую через святых людей.

Возьмем яркий пример, который позволяет нам увидеть, что уважение, с которым относились к монахине Мисаиле, было среди простых крестьян и людей духовного звания.  Матушка  Мисаила состояла в переписке со святителем Лукой архиеп. Крымским. В семье Зориных, до сих пор,  бережно хранятся: фотография святителя Луки  и почтовая карточка с его дарственной подписью.  На которых  он точно обозначает статус матушки, называя её монахиней Мисаилой  и старицей, а также просит молитв о своем здравии. Такой «духовный авторитет» и  архиепископ, открывает нам принадлежность Матроны Гавриловны к Церкви – как монахини, и её Духовные достижения – как старицы, и показывает нам силу её молитв. [7.C.118]

В наше время почитание праведницы не меньше, чем при ее жизни. Тропа через сельское кладбище, ведущая к могиле старицы, не заростала никогда.  Среди диких кустов сирени жители с. Муравлево и окрестных деревень, всегда эту тропу знали. В советское и постсоветское годы люди продолжали посещать могилу старицы, ухаживать за ней и возжигать неугасимую лампадку. С 1999 года посещение могилки старицы приобрело более массовый характер. Сейчас автобусами и на личном транспорте все чаще приезжают паломники, которые услышав о чудесах произошедшие с другими людьми, сами спешат ощутить их на себе. Матушка Мисаила долгие годы была помощницей и молитвенницей за многих курян и сегодня люди особо ощущают ее покровительство. Всё это происходит по предсказаниям матушки о том, что  Муравлево прославится и храм возродится!  А также по её заповеди: «Приходите ко мне на могилку, и я буду Вам помогать!» Такое почитание праведницы, после её блаженной кончины, совершается на протяжении 63 лет. [8.C.14]

Почти с каждым приезжающим паломником на могилку старицы происходят свои внутренние изменения в душе. Как при её жизни, так и сейчас человек меняется и преображается, неверующие – «воцерковляются», впервые приехавшие стремятся побывать на могилке вновь. Если говорить о чудесах и знамениях, то они совершаются ежедневно с каждым новым посетителем могилки. Люди приезжают на могилку старицы со своими проблемами, и рассказывают матушке все, как живой. А через несколько дней возвращаются в Муравлево с букетами цветов, чтобы отблагодарить монахиню Мисаилу за молитвенную помощь. Многие рассказы о чудесной помощи матушки паломники записывают в специальную тетрадь в церковной Лавке нашего храма.

На могилке старицы можно часто встретить семейные пары, которые просят матушку о даровании им детей. Допустим, побывав у врачей, им ставят бесплодие, находясь в отчаянии, они просят старицу о чадах, и Господь, по молитвам матушки, посылает детей. На сегодняшний день, у нас на Приходе я крестил уже более 20 таких младенцев. Матушка Мисаила помогает в исцелении от многих болезней, помогает в исцелении бесноватых, и разрешении житейских проблем.

Монахиня Мисаила (Зорина) своей подвижнической жизнью, высоконравственной личностью, своим служением Богу и людям подходит под все критерии, необходимые для канонизации праведницы. Эти критерии прописаны в требовании Синодальной комиссии по канонизации святых. Я надеюсь, что мне удалось раскрыть личность монахини Мисаилы, которая засвидетельствовала свою праведную жизнь – духовными подвигами, непрекращающимся народным почитанием и продолжающимися посмертными чудотворениями.

Список литературы.
1.    Игумен Дамаскин (Орловский). Святые, чтимые молебнами и торжественными Божественными Литургиями// Журнал Московской патриархии. №7. 2015.. С. 98.
2.    Богословский вестник. 1905. Т.1. № 1. С. 300.
3.    Соколова. Л. М.  По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). Курск: «Мечта», 2015. С. 142.
4.    Сурова С. Ф. Жизнеописание старицы Мисаилы. М.: «Отчий дом», 2002. С. 96.
5.    Борисова С. Л.  Приходите ко мне – я Вам буду помогать. (Краткое жизнеописание старицы Мисаилы  (19.11.1860 – 16.12.1953). М., «Основы православной культуры», 2008. С. 16.
6.    Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918, Вып., 4. С. 150.
7.    Соколова Л. М. По молитвам бабушки. (Воспоминания внучки курской старицы Мисаилы). Курск: «Мечта», 2015. С. 142.
8.    Борисова С. Л.  Приходите ко мне – я Вам буду помогать. (Краткое жизнеописание старицы Мисаилы  (19.11.1860 – 16.12.1953). М.: «Основы православной культуры», 2008. С. 16.