Христианство, начиная с первых веков его существования, имело институт старчества. Такое служение Богу выпадало на долю отдельных подвижников, которым Господь даровал возможность прозревать внутренние движения человека и помогать ему возрастать в Духе.

Феномен РУССКОГО старчества состоит в том, что старцы «вышли» за стены монастырей и стали помощниками, советниками и наставниками не только иноков, но и простых мирян. Они сами являются образцами истинной христианской жизни. Преп. Антоний и Феодосий Печерские, (XI в.), преп. Сергий Радонежский (XIV в.), преп. Нил Сорский (XV в.), прп. Серафим Саровский (XIX в.)

В советское время, в условиях закрытия храмов и гонений на Церковь, русское старчество сохранялось в скрытом или полуоткрытом виде. Тотальное сокращение числа священников, окормлявших верующих, вело к духовному голоду. Слухи о прозорливости старцев, исцелении ими больных, силе их молитв тайно распространялись далеко за пределами районов их проживания и привлекали скрытый приток паломников. Такими были старцы Феодосий Северо-Кавказский (+1948), Лаврентий Черниговский (+1950), глинские старцы: схиархимандрит Серафим (Амелин),(+1948), схиархимандрит Серафим (Романцов), (+1976), схиархимандрит Андроник (Лукаш), (+1974) и их постриженики, принявшие от них эстафету старчества.

Особое значение в советский период приобретает тайное женское старчество, которое вывело на первый план женщин высокой духовной жизни из народа. И понятно, почему. Они находились под меньшим контролем тоталитарного государства, имели большую возможность скрыто вести духовную брань, борьбу за души людей, потерявших основы духовной жизни.

Среди этих стариц далеко за пределами Курской области была известна монахиня Мисаила (Матрена Гавриловна Зорина (Гранкина)). Ее многотрудная жизнь - яркий пример духовного подвига, служения Богу и людям, бесконечной и всеохватывающей христианской любви. В современных условиях, когда в воспитании молодежи наблюдается явный уклон в сторону материального, когда в состоянии кризиса находится сфера образования и институт российской семьи она может служить ярким примером выходца из народа праведная жизнь которого была нацелена не на собирание материальных благ, а на стяжание Духа Святаго.

Может ли хотя бы один пребывающий в современном благополучии ребенок представить себе жизнь 3-летней малышки, в одночасье потерявшей не только родителей, но и близких родственников и оставшейся на попечении сельской общины? Каждый день в жизни маленькой Матрены, как в калейдоскопе, менялись дом, лица окружающих людей, обстоятельства жизни, потому что каждое утро в течение следующих 14 лет она будет переходить из одного дома в другой. Кто сегодня может понять ту боль, тяготы и обиды, которые ей приходилось переносить, если в современном понимании неблагополучие ребенка представляется в отсутствии бананов в холодильнике и игрушек в доме? Не было никаких игрушек, не было материнской и отцовской любви, которые могли бы согреть девочку в дни болезни. Только каждый день меняющиеся чужие люди да бесконечный труд с ранних лет. Наверное, она могла бы очерстветь душой, копить с ранних лет зависть и обиды… Но нет, именно в это время закладывались основы ее духовности и веры в Бога, упование на Него и на Божью Матерь, смирение, терпение, кротость и бесконечная любовь к людям, которые будут свойственны будущей старице. И по сей день от разных людей, знавших когда-то монахиню Мисаилу, мы слышим о том, что именно его она любила больше всех.

Мучительные скитания Матрены Гранкиной закончились в 17 лет, когда община выдала ее замуж, сложив с себя обязанности по ее содержанию. Однако и замужество не принесло долгожданного семейного счастья, дома, родных людей. Девушку  ждали домашнее рабство, уход за тяжело больным мужем. Ночевала юная девушка в сарае - летом, на кухне – зимой, молилась, спускаясь в погреб. Лишь через шесть лет после свадьбы Господь в утешение дал ей сына Матвея. А еще через три года ей предстоит еще одна непростая доля - доля вдовы, в одиночку растившей своего ребенка.

Сколько страданий и горя предстояло преодолеть будущей старице на пути духовного возрастания. Господь готовил ее к духовному подвигу служения людям. Матрена Зорина, вырастив сына, и сама осознает, что Господь ведет ее к Себе тернистым путем. Поэтому так велико было ее желание стать насельницей в одной из монашеских общин на Святой земле. Она из Курска пешком идет в Киев, затем – в Одессу и отправляется кораблем в далекую Палестину. Она уже готовилась к постригу, когда Господь впервые явил ей Свою волю: Матрена Гавриловна трижды слышала голос, который говорил ей о том, что она нужна дома. И получив благословение своих духовных наставников, смиренная женщина отправляется в обратный путь. Дома ее настигают болезнь и смерть. Очнувшись в гробу, Матрена Гавриловна, увидела Божию Матерь, Которая пообещала ей свою помощь: «Милая моя, много ты пострадала, много ты претерпела, а теперь, где ты будешь, там и Я буду, где твоя нога ступит, там и Моя» . Помимо этого, женщина получает от Господа дары прозорливости, совета и исцеления больных. Описав в письме в Ирусалим образ Божьей Матери, явившейся к ней, будущая старица получила в подарок большую икону Божией Матери «Троеручица» - монахи лично привезли ее в Муравлево. К этому моменту относится и одна из версий монашеского пострига монахини Мисаилы.

Господь готовил свою послушницу к служению людям в самые тяжелые периоды новейшей истории. Существуют свидетельства о том, что уже в период Первой мировой войны к ней со своими нуждами потоком шли люди, в частности, узнать о судьбах мужей, воевавших на фронте. Дальнейшие годы ее жизни будут тесно сплетаться с катаклизмами, переживаемыми всей страной: революция, закрытие храмов, раскулачивание и еще один период, на этот раз 7-летних скитаний, война, оккупация.

Приведем несколько ярких воспоминаний. В.П. Аксенова, семья которой жила на станции Полевая, рассказывала: «…Однажды к нам во двор нагрянули пять активистов по ликвидации недоимок. Тогда у мамы отобрали единственную корову, швейную машинку и два пуда ржи, а это был весь наш хлеб… Перед их приходом к маме зашла матушка Мисаила. Она встала в святой угол и начала молиться. …не видеть ее пришедшие активисты не могли, но все же не увидели. Когда они ушли, матушка успокоила маму: «Ты не скорби, все они тебе вернут». А мама очень переживала, так как отобрали то, чем мы жили. И действительно, вскоре корова …пришла домой. А остальное принесли они сами, …брат был в [Красной] армии, и это послужило основанием для снисхождения» .

В деле «руководителя» так называемой обоянской контрреволюционной церковно-монархической организации священника Петра Григорьева, ныне канонизированного в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, мы встречаем весьма интересные обвинительные показания псаломщика Владимира Каракулина, датируемые 1932 годом: «Сам же Григорьев относился с особым почитанием к некоей старухе по имени Матрена Гавриловна из села Зорино  под Солнцево, которая бывала у него несколько раз в Обояни и которая выдавалась им среди обоянского населения за святую и прозорливицу, способную предсказать будущее…»  В этот период монахиня Мисаила как будто ходила по минному полю. Арест сына и вынужденное бегство из родного села спасли ее от возможности преследования НКВД. В любой момент ее могли схватить по делу «Ревнителей церкви», приписанному другу семьи отцу Павлу Говорову, или по делу Обоянской контрреволюционной монархической организации, вслед за хорошо с ней знакомыми священниками Петром Григорьевым и Леонидом Угревицким. Не меньшую опасность таило тесное знакомство с сестрами Свято-Троицкого женского монастыря, работающего в подполье, и с архиепископом Онуфрием Гагалюком, ныне канонизированным в сонме Новомучеников и исповедников Российских.

Во время Великой Отечественной войны она поддерживала людей  своей верой – у нее бывали и крестьяне из местных сел, и военные, и священники. Были и необычные гости: священник партизан Павел Говоров, командир партизанского отряда Кузьма Иньшин и даже комендант станции Полевая,  нагрянувший к старице с переводчицей - он беспокоился о своей семье в Берлине. «Бабушка, не бойся. Говори только правду»… Она ему ответила: «Я никого не боюсь, у меня, кроме Бога, нет другого страха. А ты зря строишь дом, скоро вы будете бежать, а твой дом, пока ты будешь выносить вещи, растащат по бревнышку. А семья твоя жива, и никто не погибнет». Так и было, хотя немецкий офицер не поверил: «Мы уже к Сталинграду подходим». Но все-таки пришлось ему спешно собирать свои вещи, а дом его уже растаскивали. Он даже возмутился: «Русские, он же вам пригодится…» .

Она состояла в переписке со святителем Лукой Крымским В семье бережно хранилась фотография святителя с надписью «+Старице Мисаиле на молитвенную память Архиепископ Лука 12-IV 50» и почтовая карточка, на обратной стороне которой рукой архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) написано: «Монахине Мисаиле, Захарию и Анисии мир и благословение и благодарность за добрую память и заботы о моем здоровии, которое понемногу улучшается. Архиепиcкоп Лука. 30-XII 52». Обращаем внимание на один очень важный момент: в то время, когда все знали ее, как Матрену Гавриловну, а односельчане звали просто Гаврилихой, святитель точно обозначает ее статус: «монахиня Мисаила» и «старица».

Где и как познакомились святитель и курская монахиня? На эту тайну могли бы пролить свет документы из личного архива святителя Луки, который сегодня находится в Америке.

Старица Мисаила многие годы была помощницей и молитвенницей за многих курян и сегодня люди ощущают ее покровительство. Поток паломников к могилке старицы увеличивается с каждым днем, среди них много молодежи. Частыми гостями в Муравлево являются школьники, ученики Православной гимназии, воскресных школ, воненнослужащие вооинской части 36708. Интерес молодежи и подростков к личности и фактам жизни старицы Мисаилы сегодня не вызывает сомнения. Вот уже несколько лет подряд, в конкурс «Куряне – подвижники святого духа» участвуют работы, связанные с жизнью монахини Мисаилы. Дети посвящают ей свои стихи.

На приходе ведется большая просветительская работа: все мероприятия храма освещаются региональными СМИ, выпускаются брошюры о старице, готовится к изданию полное жизнеописание старицы на основании исследований инициативной группы историко-архивной комиссии. На дамиановских чтениях уже третий год подряд озвучиваются исследования, связанные с кругом общения старицы Мсаилы.

Планируется, что в новом строящемся храме на родине будет и небольшой музей посвященный старице.

Сегодня не вызывает сомнения, что курская старица Мисаила (Зорина) может служить примером высокой нравственной жизни и духовного подвига как для молодого поколения, так и для взрослых, вступающих сегодня на путь воцерковления